МЕТОДЫ РЕШЕНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ ЗАДАЧ

Кириллов Андрей Михайлович, г. Сочи,
учитель физики МОБУ гимназия № 44

МЕТОДЫ РЕШЕНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ ЗАДАЧ

            Решение физических задач, являясь частью учебного процесса, выполняет следующие функции: побуждающую, обучающую и контролирующую. Задача, таким образом, является методом обучения. Математический аппарат является основным средством решения физических задач. При их решении в школе, как правило, ограничиваются алгебраическим и графическим способами. Учащиеся используют при решении известные им законы, строго определенные уравнения и формулы. В конце концов, это может привести к ослаблению или потере интереса к решению задач. Чтобы разнообразить этот род учебной деятельности, инициировать творческую и стимулировать познавательную деятельность учащихся, на занятиях можно показать некоторые подходы решения задач в науке. К числу таких подходов относятся метод размерностей [1] и метод «изобретения» формулы (закона).

1. Метод размерностей для решения физических задач

Аналитически записанная функциональная зависимость в физике оперирует значениями величин. При решении учебных задач предпочтительно получение решения в общем виде, которое проверяют действием с единицами физических величин (проверка по размерности).

Метод размерностей можно применить также и для определения самой функциональной зависимости между величинами, заданных условием задачи (если известно, что данная зависимость представляет одночлен). Зависимость представляется как размерная: размерность искомой физической величины равна размерности физических величин, заданных условием задачи.